Профориентация

 

Профориентация

 

План профориентационной работы 2023-2024 учебный год

Региональный план профориентации 2023-2024 учебный год

Положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихся

Приказ об утверждении  План профориентационной работы 2023-2024 учебный год

Программа Билет в будущее

Профминимум. Метод.рекомендации

Положение о Службе планирования профессиональной карьеры

Федеральный Закон об Образовании в РФ №273

Письмо Министерства

Концепция развития системы профессиональной ориентации населения Самарской области 

Дорожная карта реализации Концепции 

План мероприятий по созданию условий для профессионального самоопределения

Распоряжение 392-р от 6.12.2021 о внесении изменений в распоряжение 644-р от 05.11.2015

Буклет ВУЦ

 

 

 

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

 

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

  • Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

  Разработан справочник «Профессии будущего в Самарской области»

По поручению главы региона Дмитрия Азарова министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области разработан справочник «Профессии будущего в Самарской области».

Справочник содержит актуальную информацию о текущей ситуации на рынке труда и перспективах развития отраслей экономики. В нем даны описания наиболее востребованных и перспективных профессий, а также перечень профессиональных образовательных организаций (колледжи, техникумы) и организаций высшего образования (вузы), где можно получить соответствующую профессию. Также приведен список крупнейших организаций, в которых существует потребность в таких кадрах. Это позволит быстрее найти подходящего работодателя.

Информация подготовлена на основе анализа рынка труда. В настоящее время рынок труда Самарской области характеризуется высокой кадровой потребностью, низким уровнем безработицы и высокими показателями трудоустройства безработных, благодаря организации мероприятий по содействию занятости граждан, а также поддержке предприятий и организаций в поиске кадров.

«Выбор профессии – это очень ответственное дело, - отметила министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ирина Никишина. – И конечно, делая такой выбор, важно иметь как можно больше информации, чтобы будущая профессия была не только интересной, но и востребованной. На  предприятиях и в организациях региона в ближайшие годы будут востребованы рабочие, IT и инженерные специальности, профессии сфер здравоохранения, сельского хозяйства, науки, гостиничного дела и общественного питания. Думаю, каждый молодой житель Самарской области найдет, в чем себя реализовать».

Материалы справочника могут помочь как школьникам в выборе профессии, так и абитуриентам – в подборе учебного заведения. Информация будет интересна и родителям, чьи дети затрудняются в выборе профессии. Справочник также будет полезен работодателям в планировании стратегии по найму сотрудников, центрам занятости населения и образовательным учреждениям.

Справочник доступен по ссылке: https://www.calameo.com/read/007558039dbae1453b454. Приглашаем всех желающих, познакомиться с его содержанием!

 

Рекомендации родителям по профориентации

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!

(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

 

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения