Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Перспективный план профессионального развития педагогов по формированию функциональной грамотности
Дорожная карта по обеспечению процесса перехода к формированию и оценке функциональной грамотности
Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)»
Информационно-методическое письмо «О подготовке изменений в ООП и локальные акты общеобразовательных организаций Поволжского управления на основе региональных методических подходов, определяющих формирование и оценку функциональной грамотности школьников», Новокуйбышевск, 2018 г.
Методические материалы по функциональной грамотности:
Функциональная грамотноть: вызовы и эффективные практики (Логинова О.Б.)
«Обеспечение стратегии реализации национального проекта «Развитие образования» на региональном уровне»
"Об основных задачах ТУМО учителей-предметников в организации процесса формирования функциональной грамотности школьников"
Информация о педагогах, прошедших курсы повышения квалификации по теме «Функциональная грамотность»
Преподавание курса «Функциональная грамотность» в рамках внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ с.Черноречье в 2019-2020 учебном году
Преподавание курса «Функциональная грамотность» в рамках внеурочной деятельности в Филиале ГБОУ СОШ с.Черноречье «Школа-сад с.Николаевка» в 2019-2020 учебном году